История книги
материал подготовлен учителями русского языка и литературы Шараповой Т. Б. и Шевченко Т. О.
За период своей истории книги прошли длинный путь развития: от глиняных табличек Вавилона и Шумера, до египетских папирусов, через пергаментные книги средних веков и такие привычные нам книги из бумаги, до современных электронных книг.
О происхождении книг частично говорит само их название: латинское слово «liber» – книга, означает «лыко», то есть снятую с дерева кору, а английское «book» идёт от названия дерева – бука, так как на севере Европы для письма использовались деревянные дощечки из древесной коры этой породы. Писали на них и в средневековом Новгороде, только новгородцы в отличие от англичан для письма использовали кору берёзы. При раскопках старинного Новгорода археологами была найдена большая берестяная библиотека из различных письменных средневековых документов.
Самые древние книги появились в первых развитых цивилизациях: Вавилоне, Шумере, древнем Египте, Ассирии. Оно и не удивительно, ведь книги необходимы для функционирования государственного аппарата, нужно вести государственные записи, родословные царей, архив царских указов, решений судов, бухгалтерские документы и многое другое. Но наряду с этими скучными деловыми записями в древнем Шумере появляется первая художественная книга в истории – «Эпос о Гильгамеше», рассказывающая нам о приключениях сказочного героя Гильгамеша.
Книги эти состояли из глиняных табличек. «Страницы» были большими: 32 см на 32 см, толщиной в 2,5 см. Настоящий плоский кирпич! Писали в такой книге трёхгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички укладывались в ящик в определённом порядке – так получалась клинописная книга.
В XIX веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневею и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царём Ашшурбанипалом. В ней хранилось около 20 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп «Дворец царя царей».
Что же касается самих первых книг, то в Месопотамии они писались на глиняных табличках, а в древнем Египте, как на табличках, так и на папирусных свитках.
Впрочем, на папирусах писать было гораздо удобнее и быстрее, нежели выводить письмена на глиняных табличках, и вскоре именно египетские папирусы стали ведущим материалом для создания древних книг. Книги из папируса того времени представляли собой большие папирусные свитки. Вот так они выглядели:
Интересный факт: папирус производился не только в Египте, но и многих других местах, а одним из крупнейших поставщиков папируса был финикийский город Библ, чьё название стало ассоциироваться с книгами, именно отсюда идут такие слова как «Библия» и «библиотека».

Папирусные свитки получили широкое распространение в античном мире. Ими активно пользовались древние греки, и позднее и римляне.

Именно в римскую эпоху огромную популярность приобретают художественные книги – романы. Ведь даже само слово «роман» переводится как «римский». Просвещенные римляне действительно любили читать, чтение у них считалось достойными и даже модным занятие. Читали везде: в садах и парках, банях и даже на пирах. А так как длинные свитки при чтении разворачивать было не совсем удобно, находчивые римляне придумали их нарезать на отдельные листки и сшивать в аккуратные книжечки в кожаном переплете. Такие книги, названные «кодексами». Именно римские книги-кодексы стали прообразом таких привычных для нас бумажных книг.

С падением Римской империи настали так званные «тёмные века», которые весьма плохо повлияли на книжное дело. Во-первых, на главную историческую сцену вместо просвещённых римлян и греков вышли безграмотные варвары, умеющие хорошо махать мечом и стрелять из лука, но совершенно не понимающие ценность произведений Цицерона или Аристотеля. А во-вторых, с падением Римской империи прекратились поставки папируса в Европу. Как результат на Европу раннего средневековья опустилась тотальная безграмотность, безграмотными были даже короли, не говоря уже о простолюдинах.
Единственными островками грамотности, науки, культуры, и, конечно же, книжного дела оставались христианские монастыри. Распространение христианства дало новый толчок книжному развитию, ведь в каждой церкви должно было быть Священное Писание – Библия, а также сборники молитв, которые монахи переписывали в массовом порядке. Так как при Богослужении книгой-свитком пользоваться было неудобно от слова совсем, то книги в переплёте (книги-кодексы) с подачи христианских монахов окончательно вытеснили книги-свитки.


Что же касается отсутствия папируса в средневековой Европе, то ему нашли замену в виде другого материала – пергамента. Само его название происходит от города Пергам, где ещё во ІІ веке до н. е. придумали делать записи на специально обработанной коже животных. Именно пергамент начали массово применять для создания книг в средневековье: он был более прочным, нежели папирус, на нём можно было писать с двух сторон, а в случае необходимости можно было стереть одну запись и поверх написать другую. Но был у пергамента и один существенный недостаток – он был очень дорогим.

Дороговизна пергамента была обусловлена трудоемкостью его производства: делать пергамент приходилось не меньше 2 недель, на протяжении которых коровью, овечью или козью шкуру вымачивали в известняковом растворе, выбеливали мелом и шлифовали. Хороший пергамент был таким же гладким и белым как современная бумага, только более тяжёлым. Чтобы книга из пергаментных листов не разлеталась, её сшивали и заключали в специальный переплет из деревянных дощечек. В целом на одну книгу уходило 6-7 коровьих шкур.

Поэтому книги в средние века также были ужасно дорогими и даже состоятельные люди того времени не всегда могли себе позволить их приобретение.

Интересный факт: в средневековых церквях храмовая Библия всегда была прикована к алтарю стальными цепями, дабы её не стащили воришки, так как именно Библия была самым дорогим в церкви, порой она была дороже самого церковного здания.

Монахи занимались переписыванием книг в специальных скрипториях. Быть средневековым переписчиком, было не такой уж и простой задачей. Ведь писать приходилось в тёмное время при свечах, с помощью не совсем удобного гусиного пера, да ещё и делать это каллиграфическим почерком.

«Этот труд тяжёл. Он портит зрение, сгибает спину и заставляет болеть всё тело. Как моряк, наконец возвращающийся в порт, писарь с нетерпением ждёт момента, когда дойдёт до последней строчки», – так жаловался неизвестный средневековый монах о своей работе.

Интересный факт: средневековые книги из пергамента были также очень тяжёлыми и весили порой более 10 кг.

Европейцы впервые увидели бумагу во время крестовых походов, у арабов, к которым она попала от китайских купцов. Крестоносцы были поражены расточительностью арабов по отношению к бумаге, те на ней не только писали, но и заворачивали в неё товары.

Вскоре в Европе начали производство бумаги. Первые бумажные книги были в разы дешевле пергаментных.
Первые книги на Руси были рукописными, поэтому на их создание уходило много времени. Переписчиками книг были монахи. В тишине монастырских келий они изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывая каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках – гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами.
Буковки у них получались ровные, прямые, чёткие – это называлось «писать уставом». Или, наоборот, замысловатые, кудрявые, похожие на кружевной узор, - это называлось «писать вязью». Заглавные буквы выделялись красным цветом. Отсюда и пошло выражение – «красная строка».
Этим же пером рисовали заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев, а также разрисовывали заглавные буквы. Да так, что напоминали они уже не буквы, а изображения предметов, людей, животных. Вот поэтому и уходило на одну такую книгу ни много ни мало по семь-восемь лет.
Древнерусские рукописные книги отличались высокохудожественным оформлением, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы, заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста позволяют считать рукописную книгу произведением искусства. Книгу одевали в переплёт, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышку переплёта замыкали застёжкой.
Конечно, книги стоили дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не потому, что обложки книг украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них были вложены многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость. Семьи старались передавать книги из поколения в поколение.
Огромным почтением пользовались грамотные люди, которые умели читать и писать. Считалось, что если человек умеет читать, то он может получить доступ к кладезю мудрости. Тот же, кто читать не умеет, так и не найдёт путь к благоденствию.

В XV веке в книжном деле произошла ещё одна грандиозная революция - талантливый немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг смастерил печатный станок, на котором была напечатана первая книга. Так появилось книгопечатание.

Способ книгопечатания, изобретенный Гутенбергом, радикально отличался от китайского (хотя у китайцев книгопечатание известно с середины X века) невероятным ускорением процесса печати. С неподвижных досок Китая можно было до бесконечности печатать один и тот же труд. Для того, чтобы отпечатать сборник стихов, надо было вырезать новые доски.

А Гутенберг, с одним и тем же запасом подвижных букв, которые имелись в его печатном станке, мог печатать Библию, латинскую грамматику и календарь.

Печатный станок, изобретённый Иоганном Гутенбергом (между 1397 и 1400 — 1468) в середине XV века
Началом русского книгопечатания считается 1564 год. Русские мастера Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец 19 апреля 1563 года начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 года. Эта была церковная книга «Апостол».


А в 1574 году Иваном Фёдоровым была издана первая российская печатная Азбука.
В 1653 году в Москве появился Букварь Василия Бурцева. В предисловии эта книга названа «лестницей к изучению Часовника, Псалтыря и прочих божественных книг». Заканчивалось это предисловие такими стихами:
Сия зримая книжица
Пореченому алфавитица
Напечатана бысть
По царскому велению,
Вам, малым детям, к научению.
Чуть позже, в 1694 году, вышла первая в России энциклопедическая азбука в картинках. Она называлась «Лицевой букварь» (то есть букварь с иллюстрациями). На последней странице стояла надпись: «Сей букварь сочинил иеромонах Карион , а знаменил и резал Леонтий Бунин».
Карион Истомин долго служил справщиком
(корректировщиком и редактором) Печатного двора. Он исправлял и готовил к печати книги. Был он широко образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков. Леонтий Бунин был прекрасным рисовальщиком и гравёром. Он работал в Оружейной палате Московского Кремля.

Каждой букве была отведена целая страница. Здесь были большие буквы, скорописные – славянские, греческие и латинские, а также рисунки, изображавшие предметы, название которых начинается на данную букву. А под картинками авторы поместили вирши (стихи) о предметах, изображённых на картинке.

Первые печатные книги выглядели во многом схоже со средневековыми пергаментными книгами - они были такими же массивными, тяжёлыми, с вычурными готическими шрифтами. Изменение в этом деле начал итальянский издатель Альд Мануций, заменивший готический шрифт удобными для чтения буквами.

Примерно в это же время появляется первая книжная цензура. Под запрет попадают научные труды Николая Коперника, Галилео Галилея и многие другие книги более поздних авторов, например, энциклопедия французских просветителей Даламбера и Дидро, которую, первое время печатали подпольно.


Первые книжные издательства на заре своей истории выглядели практически так же, как и в наши дни. В них работали гравёры иллюстраций, печатники, переплётчики. Благодаря труду этих людей новая книга появлялась на свет.
Первое русское издание романа М. де Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский"

В XІX веке рождается массовая литература, которая стоит на трёх китах: детективах, дамских романах и фантастике. Книги теперь покупаются и читаются не только лишь для самообразования, но и для развлечения, досуга, появляются первые книжные бестселлеры.


С одной стороны любовь к книгам сейчас вытесняется телевизором, компьютером, ведь проще посмотреть какой-то фильм, поиграть в компьютерную игру, нежели почитать книгу. А с другой стороны умные и образованные люди, стремящиеся к познанию, всегда будут читать, и им есть, где развернутся в современную компьютерную эру. Ведь книги получают новое развитие, появляются электронные книги, к тому же с развитием интернета можно легко получить доступ к самым разным книгам, даже не выходя из дома, и это прекрасно!


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website